Миф первый: время для внедрения возобновляемых источников энергии (далее ВИЭ) в России еще не пришло.
Одно из наиболее распространенных заблуждений. Эта позиция в основном подкрепляется тем, что в нашей стране, в огромном количестве обладающей ископаемым топливом, довольно благополучно развивается традиционная энергетика.
В это же время во всем мире альтернативная энергетика уже давно представляет собой базу для технологического развития. К 2011 году установленная мощность генерации на базе подобных источников энергии в мире, без учета крупных ГЭС, достигла 390 ГВт (это более установленной мощности всей генерации в РФ), что обеспечивает около 8,1% потребления электроэнергии во всем мире. Страны Евросоюза реализует концепцию 20/20/20, это означает, что к 2020 году планируется достигнуть 20% снижения энергопотребления за счет мер, повышающих энергоэффективность, в то время как не менее 20% генерации должно быть получено с использованием ВИЭ. В Дании, к примеру, планируют довести эту цифру до 70%. В России же, для сравнения, ВИЭ - генерация не превышает 0,8%. Учитывая длительность циклов инвестиции в энергетике, для России становится просто невозможно откладывать внедрение генерации на базе ВИЭ, поскольку технологическое отставание в дальнейшем может стать непреодолимым.
Миф второй: тарифы ВИЭ являются чрезвычайно обременительными для российской экономики и потребителей.
На самом деле, для привлечения инвесторов на данном- начальном этапе нужен более высокий тариф (около 6—7 руб.). При этом для конечных потребителей рост расходов к 2020 году не будет превышать 2%, т.к. общий объем генерации подобного типа составит не более 3—4% от общей выработки. Кроме этого, тарифы на ВИЭ не будут расти также быстро, как тарифы на традиционные источники энергии. Это связано с очень высокими темпами развития генерации на базе ВИЭ и основанным на этом удешевлением технологических решений. Можно наблюдать постоянное снижение удельной стоимости киловатта. За последние 10 лет стоимость солнечной электроэнергии снизилась в 10 раз. Для ветровой энергетики понижение было не столь значительным, однако все равно более существенным, чем для традиционных технологий.
Отсутствие топливной составляющей – еще одно важное преимущество. По завершении периода окупаемости практически каждого объекта альтернативной энергетики начинается резкое снижение тарифов, объясняемое тем, что инвестиции возвращены, а затраты на топливо отсутствуют. По этой причине далее тариф для ВИЭ делается существенно ниже, чем для других видов генерации. К примеру, расходы на эксплуатацию ветрогенератора заключаются лишь в обслуживании его самого и сопутствующего оборудования. Следовательно, в долгосрочной перспективе развитие генерации на базе ВИЭ приведет к ощутимому понижению цены на рынке электроэнергии.
Миф третий: ветро- и солнечная генерация не в состоянии гарантированно обеспечить выдачу необходимой мощности и всегда должны «подстраховываться» традиционной генерацией.
Указанная проблема может возникнуть при доле ВИЭ более 10%. Однако по всем прогнозам развития энергетики в Российской Федерации доля генерации на базе ВИЭ не превысит к 2020г. 4% от общего объема производства. Таким образом проблемы с резервированием в ближайшее время не возникнет, даже при самом оптимистичном сценарии.
Миф четвертый: существование привлекательных тарифов для развития ВИЭ-генерации в области замещения дизельной генерации уже в настоящее время.
Однако в изолированных энергорайонах потенциал не превышает 1 ГВт, что позволит сократить объемы северного завоза, однако для решения стратегической задачи локализации производства отдельных видов оборудования этого недостаточно. Таким образом, путем развития генерации на базе ВИЭ в изолированных зонах возможно будет решить ряд локальных задач, но останется невозможным создание достаточных стимулов для промышленности отказаться от импорта и развивать собственные технологии.
Миф пятый: в РФ отсутствует производство оборудования, которое необходимо для освоения ВИЭ, и отечественное машиностроение абсолютно неконкурентоспособно.
Лучшее опровержение- это геотермальные станции «РусГидро» на Камчатке. Очень важно и то, что не только технологии, но и почти все оборудование произведено в России. В проекте участвовали Калужский турбинный завод, «Синетик», «Спецнефтехиммаш», ОАО «НИИЭС» и ЗАО «Геотерм-ЭМ». Некоторые мировые производители оценивают уровень российского машиностроения как достаточный и готовы локализовать в России производство компонентов и сборку оборудования для различных технологий в этой области.
Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что поддержка ВИЭ обеспечит государству положительный мультипликативный эффект, затрагивая различные сферы экономики. Развитие ветро- и геотермальной генерации или малых ГЭС, вне всякого сомнения, способно дать импульс промышленному производству, стать стимулом для развития наукоемких отраслей, обеспечить экономию запасов углеводородов и создать условия для развития экономики в целом.*
*(По материалам статьи «Пять мифов о возобновляемой энергетике», РБК daily, 13.12.2012)